На портале Кредо ру повстречал интереснейшую статью. Главный редактор «Уральского рабочего» Георгий Борисов делиться мыслями о положении Русской Церкви в обществе.
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=7736..
Если кратко, то идея такова: нет особой разницы между временами атеизма и современностью. Церковь заняла в обществе такое же место, которое в свое время занимал партийный аппарат.
«Выяснилось, что от своих былых гонителей-большевиков РПЦ отличается не так уж сильно. То же стремление метить "символами веры" все площади и углы. То же стремление беспардонно диктовать всем и каждому правила жизни» - так автор понимает современное положение Церкви.
Автор лишает Церковь возможности говорить от лица народа и говорит о некоем мыльном пузыре с крестом: «Идея о том, что церковь вправе говорить от имени большинства населения или имеет историческое право на духовную власть — это миф. Мыльный пузырь. Пузырь с крестом».
Казалось бы, ну и что такого? Многие современные мыслители критикуют особое положение Церкви в нашем государстве и особо близкие контакты РПЦ и Кремля. Но подобные статьи заставляют нас еще раз задуматься о том какое же место занимает Церковь в современном обществе и какое должно занимать.
Конечно же, государство и религия должны взаимодействовать. Мы имеем многие примеры побед нашей страны во времена единства Церкви и государства, как, например, в период Великой Отечественной Войны. Но тем не менее мы имеем и другие примеры -это синодальный период в истории русского православия, названный «гонением под предлогом заботы». Воистину ужасное время для Церкви! Церковь была превращена в часть государственного аппарата, и, само собой, все негативные ассоциации с государством автоматически переносились и на Церковь. И в этом контексте возникает вполне резонный вопрос -почему же тогда современные церковные монархисты столь упорно пытаться вернуть нас именно к периоду царского времени, когда Церковь была унижена государством? Но, оставим в стороне этот вопрос и вернемся к положению Церкви в обществе.
Как должны строиться отношения Церкви и государства? Существует множество ответов на этот вопрос. Один из них предлагают «Основы социальной концепции РПЦ», где речь идет о тесном сотрудничестве во многих сферах. Но при этом никогда не должно произойти одного –срастания Церкви и государства и превращения Церкви в часть государственного аппарата.
Очень надеюсь. Что так и будет. Ведь иначе господин Борисов полностью прав….