В условиях современной российской государственности, при которой свобода вероисповедания провозглашена одной из основных демократических ценностей, перед нами вновь встает проблема толерантности межконфессиональных отношений, что является залогом стабильности межнациональных и межэтнических отношений.
Но при этом само понимание слова «толерантность», особенно в сфере межконфессиональных отношений, получает самые разнообразные оценки, и создаются самые разные проекты реализации толерантности в религиозной сфере. Поэтому необходимо разобраться что же такое толерантность.
Часть первая . Как много в этом слове..
«Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», — говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации определено понятие толерантности как:
• уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;
• отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.
Толерантность в религиозном контексте принято заменять словом веротерпимость
Чаще всего в церковной среде под толерантностью понимается безразличие к вероучительным вопросам. Поэтому не удивительно, что в столь важном документе РПЦ «Основные принципы отношения РПЦ к инославию» утверждается: «2.10. Недопустимо ограничивать согласие в вере узким кругом необходимых истин, чтобы за их пределами допустить свободу в сомнительном. Неприемлема сама установка на толерантность к разномыслию в вере. Но при этом нельзя смешивать единство веры и формы его выражения».
Однако толерантность, понимаемая как способствование утверждению мира и сотрудничества, не только не чужда православному сознанию, но является важнейшей целью миссии ибо «Христос — мир наш» (Еф. 2, 14). Необходимость воспитания члена Церкви в сознании того, что толерантность — ценность, вытекает не только и не столько из правовых оснований. Очевиден и прагматический аспект толерантности. Разделенность христиан до сих пор является открытой и кровоточащей раной на Теле Христовом. И сейчас речь идет о христианском единстве, но оно не вообразимо без воспитания толерантности.