Ученые из Кембриджа, в результате серии экспериментов над штаммами «птичьего» H5N1 и «свиного» H3N2 гриппа, выяснили, что их достаточно несложно модифицировать для того, чтобы они начали передаваться от человека к человеку воздушно-капельным путем. Эти вирусы вызывают у птиц, свиней и людей, напрямую с ними контактирующих, почти 100% быструю и мучительную смерть. Пандемии в 2005 году не случилось из-за особенностей самих вирусов. Теперь исследования показали, что этот барьер преодолим. Власти США, опасаясь использования этих сведений в целях биотерроризма, в течение восьми месяцев добивались полного запрета на публикацию результатов исследований. Однако группы биологов все же опубликовали статьи в журналах Nature и Science, пишет РИА «Новый регион».
Две группы биологов – под руководством Йосихиро Каваока из университета Висконсин-Мэдисон и Рона Фуше из Роттердама – после паники 2005 года, когда случаи «птичьего гриппа» стали проявляться у людей по всему миру, начали исследование вирусов H5N1 и H3N2. Среди целей исследования было – выяснить, насколько велика угроза пандемии. То есть, существует ли возможность модифицировать исходные вирусы так, чтобы они смогли передаваться между разными видами млекопитающих и воздушно-капельным путем. Одним из результатов экспериментов, стала модификация H5N1, которая «идеально» распространялась воздушно-капельным путем среди хорьков.
Всего вирусу понадобилось пять мутаций. Две из них приходились на ген гемагглютинина, поверхностного вирусного белка, с помощью которого вирус взаимодействует с рецепторами клеток хозяина. Полученные мутации позволяли H5N1 надёжно прикрепляться к «человекообразным» рецепторам. Ещё одна генетическая модификация вносилась в ген, белок которого участвовал в размножении вируса: с этой мутацией вирус мог жить в более холодном (по сравнению с птицами) организме млекопитающих, отмечает «Компьюлента».
Но главное в том, что эти мутации возникли сами, в результате нескольких переносов вируса от хорька к хорьку. Исследователи вводили вирус в нос животным, после чего через четыре дня собирали образцы и вводили их следующим подопытным. Через 10 циклов такой пересадки вирус смог сам, без посторонней помощи — то есть просто по воздуху — передаваться от хорька к хорьку (они сидели в разных клетках).
Сколько мутаций должно быть, чтобы птичий грипп напал на человека, сказать никто не может. Кроме того, не стоит забывать, что для осуществления отбора вирус должен заразить много людей. Единичные случаи заражения птичьим гриппом вряд ли могут положить начало эпидемии, на что указывают сами авторы работы. Учёные показали лишь то, что вирус птичьего гриппа сам по себе может обретать способность заражать другие группы животных.