«Сегодня Господь наш Иисус Христос — на кресте, и мы празднуем, чтобы ты знал, что крест — праздник и духовное торжество» - так Иоанн Златоуст начинает свою проповедь о Страстной Пятнице.
Преданный Иудой, осужденный Понтием Пилатом на смерть, Христос следует к месту своей казни. Он был приговорен к самой жестокой и самой позорной казни в Римской империи - распятие на кресте. Так казнили самых гнусных преступников - именно так казнили участников восстания Спартака, так убивали разбойников и убийц.
Смысл казни заключался в медленном умирании в течение 5-6 дней в ужасных мучениях, вызванных постепенным удушением и раздроблением запястий. Отец Александр Мень так описывал эту казнь: «Осужденного нагим привязывали. А иногда и прибивали к столбу с перекладиной и оставляли на медленное умирание. Удушье мучало его, солнце жгло голову, все тело затекало от неестественного положения, раны воспалялись, причиняя нестерпимую боль. Он звал смерть как освобождение, но она не приходила. Бывали случаи, когда люди висели на крестах много дней; иногда им, еще живым, птицы выклевывали глаза…»
Для Понтия Иисус был обычным политическим преступником, говорившим, что он царь Иудейский, то есть бунтарь, мятежник, выступающий против власти императора. Обвинения первосвященниками Иисуса в каких то ересях были для Понтия пустым звуком. Дитя римской цивилизации, скептик Понтий Пилат был чужд религиозных традиций иудеев и у Христа спросил лишь с усмешкой «Что есть истина?».
Понтий осудил Иисуса и римские воины прибили над крестом табличку со словами его вины «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». И вот Христос распят…. Бог , сошедший в мир, этим же миром осужден…
Но не один Христос был распят в тот день. Рядом с ним было два разбойника, поведение которых символизировало все человечество. Один из них оскорблял Христа, насмехался над ним. А другой…вдруг осознал, что он по праву находиться здесь, что распят за свои преступления, а перед ним непорочный Агнец, осужденный невинно. И тогда он произносит слова, навсегда изменившие его судьбу: «Помяни мя , Господи, во Царствии Своем». И этими словами он выражает все -свою веру, свое раскаяние, свое осознание греха. И Христос прощает его! Днесь со Мною будеши в раи (Лук. XXXIII, 43). Несколько мгновений назад он был преступником, мерзким отбросом общества, но всего за несколько мгновений произошел глубочайший переворот в его душе! Иоанн Златоуст указывает нам на всю силу покаяния и все значение распятия Христа: «Хочешь знать и другое совершенное им (крестом) дело? Он отверз нам сегодня рай, остававшийся заключенным слишком пять тысяч лет, потому что в этот день, в этот час Бог ввел (туда) разбойника, означая (этим) два совершенные Им дела»
Два разбойника.. два пути.. Каждый человек в своей жизни так или иначе встает перед нравственным выбором…. И пример с разбойниками говорит нам об одном – Бог никого не принуждает, он дает нам свободу выбора. Мы можем исповедать Его Богом, а можем поносить и оскорблять его, отказываясь от спасения…
Христос умер как преступник, он прошел через позорную казнь. Но для христианина именно такое окончание земной жизни спасителя и стало символом грядущего Царствия Бога и грядущего спасителя. Крест –символ позора- в итоге стал символом царства - «этот крест есть символ царства. Потому называю Его царем, что вижу Его распинаемым на кресте, так как долг царя — умереть за подвластных» (Иоанн Златоуст)
Сегодня мы все вместе идем за Христом, который несет свой крест. И дай Бог нам всем помнить, что такой крест есть у каждого:
«Нам каждому дан Крест в пути,
Он не бывает не по силам,
Творец вложил в него все силы,
дабы помочь его пройти...»
Игумен Даниил Ирбитс