Мудрые язычники в философии своей и познании
достигли даже до лица Божия,
однако не смогли ни увидеть, ни познать Его.
Яков Беме
«Наша эра», «от Рождества Христова» - такова терминология современного летоисчисления, краеугольным камнем которого является рождение Христа. Для европейской науки, сформировавшейся под влиянием христианства, именно телесное рождение Бога на земле стало водоразделом всей истории человечества, ибо она сразу же была разделена на «до Христа» и «после».Конечно же, для христианина огромное значение имеют события Нового Завета, события нашей эры. Но это ни в коем случае не должно умалять всего значения событий, произошедших «до Христа» и, самое главное, приведших ко Христу.
Христоцентричность исторического процесса, направленность всей истории человечества и человеческой мысли к утраченному Эдему - все это свидетельствует об огромнейшей важности событий и мыслей людей, живших до нашей эры.
Если принять во внимание тезис о стремлении всего мира к утраченному после грехопадения богообщению, то необходимо согласиться, что каждая культура несет в себе некое «воспоминание о золотом веке», некие «семена Слова». Русская богословско - философская мысль в лице отца Александра Меня активно исследовала этот вопрос. В его многотомной «Истории религий» последовательно рассматривается богоискание человека, жившего до нашей эры. И особого внимания заслуживает том «Дионис. Логос. Судьба», посвященный греческим мыслителям. По мнению Меня, многие греческие мыслители в своих трудах предвосхищали христианское учение. Так, он описывает развитие греческой мысли в следующих, не дающих ни капли сомнения, выражениях «Религиозная интуиция Сократа» , Сократово «богословие», а платонизм даже был назван «прологом к Новому Завету».
Но что же конкретного создали титаны античной мысли, что позволило отцу Александру давать им такие возвышенные определения?