Одним из важных Евангельских эпизодов, приоткрывающих тайну нашего спасения. является Благовещение.Евангелист Лука приоткрывает завесу над мистерией Назарета.
Он говорит об архангеле Гаврииле - вестнике мессианства, о смятении Девы, о потрясших ее словах приветствия.
Деве Марии является архангел. чтобы сообщить ей и страшную, и радостную весть - "Дух святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя". И рожденное наречеться Сыном божиим. Можно представитьс ебе весь тот священный страх. все то смчтение, которое охватило Святую Деву в этот момент. Недаром архангелом были сказаны слова : "не бойся, Мария", ибо любое соприкосновение с Божественным миром вызывает ужас и осознание собственного недостоинства.
Архангел называет Марию "благодатной" и в этом заключается как бы "первая благая весть", радость о гшрядущем Спасителе. Феофилакт Болгарский, в своём толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: В болезни будешь рождать детей“ (Быт.3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».
Если деторождение Евы было чем то болезненным. то рождение Христа Марией будем событием. которое изменит судьбу всего человеческого рода.Если Кровь Христа на Голгофе пролилась на череп Адама, тем самым освятив все челочество в его лице, то и рождение Христа Мрией освятит всех дальнейших матерей и материнство . Мария уравновешивает преступление Евы и совершенно не случайным является созвучие Eva и обращения рхангела Ave, то есть радуйся. Мария -новая Ева равно как и Христос -Новый Адам.
Но и в эпизоде Благовщения проявляется одна из сущностей человека-всегда сомневться. Мария ошеломлена и в ее сознании не укладывается как же она может родить Сына Божия?«Как будет это, когда Я мужа не знаю?»-задает Мария вполне резонный вопрос. Ведь она соблюдает девственную чистоту! Но Богом уготовлен особый способ рождения своего Сына - «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя»
И в душе Святой Дев происходит переворот! Она покоряется воле Бога, быть может и не понимая ее до конца. Она отвечает архангелу: "се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» И это не пустые слова! Бог никогда не насилует человека, не навязывает ему свою волю. Он предоставляет человеку моральный выбор. Могла ли Мария отказаться? Да, могла... Но ее личный выбор все же был в сторону спасения всего человечества. Николай Каваисла так комментирует это место: "Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы".
Так сегодня мы вспоминаем начало нашего спасения, начало важнейшего пути в истории человечества. И смысл праздника прекрасно передает тропарь:
Днесь спасения нашего главизна,
и еже от века таинства явление:
Сын Божий Сын Девы бывает,
и Гавриил благодать благовествует.
Тем же и мы с ним Богородице возопиим:
радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.